Please use this identifier to cite or link to this item: http://elib.psu.by:8080/handle/123456789/20372
Title: Научно-методологическое обоснование оценки экологических последствий аварийных разливов нефти на магистральных нефтепроводах
Authors: Липский, В. К.
Keywords: Отчет о НИР
ТРУБОПРОВОДНЫЙ ТРАНСПОРТ НЕФТИ
ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА
АВАРИЙНЫЙ РАЗЛИВ НЕФТИ
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ И ИХ ОЦЕНКА
Issue Date: 2011
Publisher: Полоцкий государственный университет
Citation: Научно-методологическое обоснование оценки экологических последствий аварийных разливов нефти на магистральных нефтепроводах : отчет о НИР (заключ.) : ГБ-1629 / Полоцкий государственный университет ; рук. В.К. Липский. – Новополоцк, 2011. – 133 с.– № ГР 20091320.
Abstract: Загрязнение нефтью окружающей среды является распространенным видом антропогенного воздействия, которое происходит как в результате систематических, так и разовых (аварийных) воздействий. Исследования по многоплановой проблеме загрязнения окружающей среды нефтью осуществляются в рамках развитого научного направления, в котором разрабатываются все аспекты охраны окружающей среды от загрязнения нефтью. Новой линией дальнейшего развития научного направления, связанного с загрязнением окружающей среды нефтью, которая зародилось в начале 80-х годов прошлого века, является исследование и разработка методов защиты окружающей среды при таком виде загрязнения, как аварийные разливы нефти. Загрязнения, происходящие в результате аварийных разливов нефти, имеют свои особенности, которые проявляются в характере условий и механизмах поступления нефти в окружающую среду. Эти особенности также определяют характер технологий и технических средств защиты окружающей среды, используемых при этом виде антропогенного воздействия, а также в характер экологических последствий, имеющих особенно тяжёлые формы. Одним из наиболее массовых и опасных видов загрязнения нефтью окружающей среды является загрязнение гидросферы, которое может происходить из источников различных типов. Каждому типу источников свойственен свой характер поступление нефти в окружающую среду. Наиболее масштабные и опасные аварийные разливы нефти на суше происходят при авариях на магистральных нефтепроводах, которые являются специфическим и малоизученным видом нефтяных загрязнений с присущим ему рядом существенных особенностей. Эти особенности в первую очередь обусловлены тем, что магистральные нефтепроводы являются линейно-протяжёнными объектами. Специфика загрязнения окружающей среды при аварийных разливах нефти на магистральных нефтепроводах вызвала появление новых важных аспектов проблемы загрязнения окружающей среды нефтью, требующих глубокого изучения, что обусловило необходимость развития существующего научного направления по обеспечению охраны окружающей среды и в первую очередь – гидросферы от загрязнения нефтью. Исследования по научно-методическому обоснованию оценки экономических последствий аварийных разливов нефти на магистральных нефтепроводах, содержание и результаты которых представлены в отчёте, проводились в период с 1.04.2009 г. по 31.03.11 г. Они осуществлялись на основании Положения о конкурсе научных исследований по проблемам истории и культуры, экологии и природопользования Придвинского края «Полоцк-2009» и Соглашения между Бело-русским республиканским фондом фундаментальных исследований, Полоцким городским исполнительным комитетом и Министерством образования Республики Беларусь о совместном региорегиональном конкурсе проектов фундаментальных научных исследований по проблемам истории и культуры, экологии и природопользования Придвинского края «Полоцк-2009». Известные работы, связанные с авариями на магистральных нефтепроводах, в значительной степени посвящены исследованиям причин возникновения аварий, методов восстановления работоспособности нефтепровода и направлены на повышение их надёжности. Ограниченный круг исследований, связанных с локализацией и ликвидацией нефтяных загрязнений, возникающих в результате аварийных разливов нефти, посвящён изучению отдельных аспектов ликвидации аварий на магистральных нефтепроводах и частных случаев борьбы с аварийными разливами нефти. Ряд положений по прогнозированию и оценке экологических последствий аварийных разливов нефти при аварийных разливах нефти на нефтепроводах представлены в работах д.т.н. М. В. Лисанова , д.т.н. К. В. Черняева, д.т.н. Е.С. Васина (Россия). По территории Витебской области проходят трассы нефте- и продуктопроводов, общая протяженность которых составляет 575,5 км, а общая длина нефтепроводов в однониточном исчислении – 1538,5 км. Большая часть нефте- и продуктопроводов имеют возраст, приближающийся к 45-летнему сроку, что усиливает тенденции к появлению аварийных ситуаций. Экологические последствия аварий на магистральных нефтепроводах отличаются не только высокой степенью тяжести, но и очень сложной структурой и разнообразным характером. Раз-лившиеся при аварии трубопроводов нефть или нефтепродукты могут загрязнять все компоненты природной среды: литосферу, гидросферу и атмосферу. Трассы магистральных нефтепроводов, проложенных в Витебской области, проходят по Белорусскому Поозерью и другим территориям, ландшафты которых очень чувствительны к воз-действию загрязнения нефтью. Загрязнение этих территорий при аварийных разливах будут иметь самые тяжёлые экологические последствия. Более 50 % протяжённости трасс нефтепроводов проходят параллельно руслам и в непосредственной близости от крупнейших (по протяжённости и объёму стока) рек Беларуси – Западной Двины и Днепра, являющихся трансграничными водотоками. Объём нефти и нефтепродуктов, находящихся в полости трубопроводов, проложенных вдоль Западной Двины – около 200 тысяч тонн. Загрязнение рек Западной Двины и Днепра большими объёмами нефти при аварийных разливах нефтепроводах, создаёт угрозу переноса нефтяных загрязнений на территории сопредельных государств (Латвия и Украина) и попадания этих загрязнений в Балтийское и Чёрное море. Таким образом, в Витебской области существует высокая угроза загрязнения окружающей среды, при аварийных разливах нефти на магистральных нефтепроводах. Это особенно касается объектов гидросферы, так как территория области, расположенная в водосборных бассейнах Балтийского и Чёрного морей, отличается обилием различных водных объектов, образующих сложные гидрологические системы, находящиеся в районах расположения трасс нефтепроводов. Проведенные исследования носят научно-методологический характер и направлены на раз-работку теоретических основ количественной оценки экологических последствий аварийных разливов нефти при авариях на магистральных нефте- и продуктопроводах и создании на этой основе ряда методов количественной оценки экологических последствий аварийных разливов нефти на магистральных нефтепроводах. В их число входят:  метод прогнозной количественной оценки экологических последствий аварийного разлива нефти и экологической оценки территории с точки зрения её восприимчивости к воздействию аварийного нефтепровода;  метод количественной оценки эффективности послеаварийных мероприятий и действующей системы защиты окружающей среды в целом;  эталонный метод квантификации факторов влияния на экологические последствия аварийных разливов нефти;  методология выявления и систематизации факторов, под влиянием которых формируются масштаб и характер экологических последствий аварий на нефтепроводах. Большинство исследований в сфере защиты окружающей среды при авариях на нефтепроводах направлены на повышение их надёжности (безаварийности), совершенствование технических средств и технологий ликвидации последствий аварий. В то же время в области управления и организации защиты окружающей среды при авариях на магистральных нефтепроводах существует ряд трудностей, вызванных необходимостью использования чрезвычайно большого объём обширной информации, связанной с линейно-протяжённым характером техногенного объекта – источника загрязнения. Эти трудности могут быть существенно уменьшены путём использования доступных для широкого применения методов обобщённых оценок экологических последствий. Эти методы должны обеспечивать учёт условий, определяющих вероятность возникновения АРН в каждой точке трассы МНП и его масштаб, а также прогноз возможных экологические последствия АРН, исходя из характера развития АРН в ландшафтных условиях конкретной местности. Существующая в Витебской области высокая экологическая опасность загрязнения окружающей среды при аварийных разливах на магистральных нефтепроводах вызывает необходимость создания научно обоснованных подходов к комплексному решению этой проблемы, что делает актуальным проведение исследований в этом направлении. Наличие обобщённых количественных оценок экологических последствий возможных аварийных разливов нефти и распределение их значений вдоль трассы магистральных нефтепроводов (продольная эпюра оценок экологических последствий) даёт основания для ранжирования участков трассы магистрального нефтепровода по степени экологической опасности, что, в свою очередь, позволит определять приоритеты при планировании инвестиций, выборе инженерно-технологических средств защиты окружающей среды при аварийных разливах и при использовании других ресурсов.
URI: http://elib.psu.by:8080/handle/123456789/20372
Appears in Collections:Отчеты о НИР-2011

Files in This Item:
File Description SizeFormat 
ИК_20091320.pdf401.58 kBAdobe PDFThumbnail
View/Open
Отчет_20091320.pdf5.99 MBAdobe PDFThumbnail
View/Open
РТО_20091320.pdf310.96 kBAdobe PDFThumbnail
View/Open


Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.