Please use this identifier to cite or link to this item: https://elib.psu.by/handle/123456789/27412
Title: Парадигмальные основания хозяйственной жизни как фактор конституирования цивилизационной идентичности восточнославянского мира
Authors: Романов, О. А.
Romanov, O.
Other Titles: THE PARADIGM BASES FOR SOCIAL DYNAMICS CONCEPTIONS: THE EXPERIENCE OF THEORETICAL RECONSTRUCTION
Issue Date: 2017
Citation: Романов, О. А. Парадигмальные основания хозяйственной жизни как фактор конституирования цивилизационной идентичности восточнославянского мира / О. А. Романов // Журнал Белорусского государственного университета. Философия. Психология. – 2017. – № 3. – С. 45-51.
Abstract: Эволюция проблемы социальных изменений протекала в русле об-щей логики развития теоретического знания, движущегося от простоты научной классики к сложности и многомерности концептуальных построений постнеклассической науки. Однако в отличие от естественных наук, где переход к новой «исследовательской программе» сопровождался диалектическим отрицанием старой, в социально-философском знании была реализована модель полипарадигмальности, т.е. сосуществования и взаимодействия на основе принципа дополнительности теорий, опирающихся на принципиально различные теоретико-методологические и мировоззренческие основания. Современная социальная философия базируется на принципе детерминизма в познании развития социальных объектов, но детерминация изменений в социальном пространстве задается не вещными свойствами объектов, но ценностями и смыслами человеческой деятельности. Ключевыми категориями современной социальной философии являются историческая случайность, порядок и хаос, нелинейность, открытость. Их теоретическая реализация обусловливает новый тип социального прогнозирования, базирующегося, во-первых, на презумпции самоотрицания современности, и, во-вторых, на понимании будущего как «иного» – отличного от привычного нам и подчиняющегося принципиально новым закономерностям.=The evolution of the problem of social change was in line with the general logic of the development of theoretical knowledge, moving from the simplicity of scientific classics to the complexity and multidimensional conceptual structures of post-non-classical science. However, unlike in natural sciences, where the transition to a new "research pro-gramme" was accompanied by the dialectical denial of the old one, in a social-philosophical science a model of polyparadigmality, i.e. coexistence and interaction on the basis of the prin-ciple of the complementarity of theories based on fundamentally different theoretical-methodological and worldview foundations has been realized. Modern social philosophy is based on the principle of determinism in the knowledge of the development of social objects, but the determination of changes in social space is set not by the material properties of objects, but by the values and meanings of human activity. The key categories of modern social philos-ophy are historical randomness, order and chaos, nonlinearity, openness. Their theoretical real-ization causes a new type of social foresight, based, firstly, on the presumption of self-denial of modernity, and, secondly, on the understanding of future as "different" – varied from the usual one and subject to fundamentally new patterns.
Keywords: Государственный рубрикатор НТИ - ВИНИТИ::ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ::Философия
Социальная динамика
Научная парадигма
Социальное предвидение
Социальное познание
Общественный прогресс
Social dynamics
Scientific paradigm
Social foresight
Social cognition
Social progress
URI: https://elib.psu.by/handle/123456789/27412
Appears in Collections:Проблемы генезиса, устроения и перспектив развития восточнославянской цивилизации, классическая и современная русская философия, судьба государства в глобализирующемся мире.



Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.