Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: https://elib.psu.by/handle/123456789/28817
Название: Эмоциональный интеллект: от метафоры к интегративному феномену
Авторы: Андреева, И. Н.
Andreeva, I.
Другие названия: EMOTIONAL INTELLIGENCE: FROM METAPHOR TO INTEGRATIVE PHENOMENONУ
Дата публикации: 2020
Библиографическое описание: Андреева, И. Н. Эмоциональный интеллект: от метафоры к интегративному феномену //Вопросы психологии, 2020. - №5. - С.34-44.
Аннотация: Автором проанализированы основные проблемы в области эмоционального интеллекта: 1) место эмоционального интеллекта в структуре личности (вид интеллекта, компонент эмоциональной сферы личности, метапроцессуальный феномен, совокупность некогнитивных способностей, сочетание когнитивных способностей и личностных свойств с выраженным акцентом на последние); 2) континуум «биологическое - социальное» в представлениях об эмоциональном интеллекте, или соотношение эмоционального интеллекта и эмоциональной компетентности; 3) объективность/субъективность оценки эмоционального интеллекта, рефлексивный эмоциональный интеллект как показатель самоэффективности индивида; 4) дифференциация и интеграция в концептуальном поле эмоционального интеллекта. Обосновывается необходимость дифференциации ключевых понятий и вместе с тем - интеграции в концептуальном поле эмоционального интеллекта, понимаемой как восстановление единства между структурными компонентами интегративного феномена, каким является эмоциональный интеллект: 1) интеллект - личностные свойства; 2) интеллект - компетентность; 3) инструментальный - рефлексивный интеллект. На основе проведенного анализа предлагается узкое и расширенное определение эмоционального интеллекта. В узком смысле интеллект понимается как сочетание интеллектуальных способностей к распознанию эмоций, к управлению ими и эмоциональной компетентностью; в широком - он представляет собой интегральное когнитивно-личностное образование с наиболее выраженным когнитивным компонентом, совокупность умственных способностей к распознанию эмоций и управлению ими, компетенций, связанных с обработкой и преобразованием эмоциональной информации, а также личностных свойств, благоприятствующих адаптации индивида.=The author analyzes the main problems in the field of emotional intelligence: 1) the place of emotional intelligence in the structure of personality (a type of intelligence, a component of the emotional sphere of personality, a metaprocessual phenomenon, a set of non-cognitive abilities, a combination of cognitive abilities and personal properties with a pronounced emphasis on the latter); 2) the “biological - social” continuum in the concepts of emotional intelligence, or the ratio of emotional intelligence and emotional competence; 3) objectivity/subjectivity of emotional intelligence assessment, reflexive emotional intelligence as an indicator of individual self-efficacy; 4) differentiation and integration in the conceptual field of emotional intelligence. the necessity of differentiation of key concepts and at the same time - integration in the conceptual field of emotional intelligence, understood as the restoration of unity between the structural components of the integrative phenomenon, which is emotional intelligence, is justified: 1) intelligence - personal characteristics; 2) intelligence - competence; 3) instrumental - reflexive intelligence. Based on the analysis, a narrow and extended definition of emotional intelligence is proposed. In a narrow sense, emotional intelligence is understood as a combination of intellectual abilities to understand and manage emotions and emotional competence; in a broad sense, it is an integral cognitive-personal education with the most pronounced cognitive component, a set of mental abilities to understand emotions and manage them, competencies related to the processing and transformation of emotional information, as well as personal properties that contribute to the adaptation of an individual.
URI (Унифицированный идентификатор ресурса): https://elib.psu.by/handle/123456789/28817
Располагается в коллекциях:Публикации в Scopus и Web of Science

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
Andreeva.pdf90.69 kBAdobe PDFЭскиз
Просмотреть/Открыть


Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.