Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: https://elib.psu.by/handle/123456789/48332
Название: Пути снижения нагруженности зубчатых передач со сложным движением элементов
Авторы: Рынкевич, С. А.
Rynkevich, S.
Другие названия: Ways to Reduce the Loading of Gear Transmissions with Complex Movement of Elements
Дата публикации: 2025
Издатель: Полоцкий государственный университет имени Евфросинии Полоцкой
Библиографическое описание: Рынкевич, С. А. Пути снижения нагруженности зубчатых передач со сложным движением элементов / С. А. Рынкевич // Вестник Полоцкого государственного университета. Серия B, Промышленность. Прикладные науки. - 2025. - № 2(52). - С. 2-7. – DOI 10.52928/2070-1616-2025-52-2-2-7.
Аннотация: Рассмотрены вопросы, связанные с анализом нагруженности механических и гидромеханических передач (МГМП) со сложным движением звеньев. Установлено, что основным механизмом повреждения зубчатых передач МГМП в условиях повышенной вибронагруженности является многоцикловая усталость материала. Выявлены особенности возбуждения крутильных и изгибных колебаний в высоконагруженных передачах. Определено, что усталостная прочность обода наиболее критична при колебаниях ведомого колеса, характеризующихся двумя, тремя или четырьмя узловыми диаметрами. Одним из путей снижения нагруженности зубчатых передач со сложным движением элементов является профильная модификация зубьев колес. Правильная модификация зубчатых колес оптимизирует работу зубчатой передачи под нагрузкой, снижая износ, тепловыделение, потери мощности, вибрации и шум. Другой путь снижения нагруженности зубчатых передач со сложным движением элементов – применение демпферов сухого трения, обеспечивающих снижение амплитуды крутильных колебаний в двигателях и трансмиссиях. Отмечается, что для эффективного снижения амплитуды резонансных колебаний зубчатого колеса, возникающих при совпадении рабочих частот с собственными, рекомендуется применение кольцевых или тарельчатых демпферов. Дана оценка амплитудно-частотной характеристики пиковых напряжений в ободе ведомого зубчатого колеса при наличии и отсутствии демпфирования.
Аннотация на другом языке: The article considers issues related to the analysis of the loading of mechanical and hydromechanical transmissions (MGMT) with complex movement of links. It has been established that the main mechanism of damage to MGMT gears under conditions of increased vibration loading is multi-cycle fatigue of the material. Features of excitation of torsional and bending vibrations in highly loaded transmissions have been identified. It has been established that the fatigue strength of the rim is most critical for vibrations of the driven wheel, characterized by two, three or four nodal diameters. One of the ways to reduce the loading of gears with complex movement of elements is the profile modification of the teeth of the wheels. Correct modification of the gears optimizes the operation of the gear under load, reducing wear, heat generation, power losses, vibrations and noise. Another way to reduce the loading of gears with complex movement of elements is the use of dry friction dampers. Dry friction dampers provide a reduction in the amplitude of torsional vibrations in engines and transmissions. It is noted that for an effective reduction in the amplitude of resonant vibrations of a gear wheel, arising when the operating frequencies coincide with the natural ones, it is recommended to use ring or disc dampers. An assessment is given of the amplitude-frequency characteristic of peak stresses in the rim of a driven gear wheel with and without damping.
URI (Унифицированный идентификатор ресурса): https://elib.psu.by/handle/123456789/48332
Права доступа: open access
DOI: 10.52928/2070-1616-2025-52-2-2-7
Располагается в коллекциях:2025, № 2 (52)

Файлы этого ресурса:
Файл РазмерФормат 
2-7.pdf266.21 kBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.