Please use this identifier to cite or link to this item: https://elib.psu.by/handle/123456789/25259
Title: Эмоциональный интеллект в структуре психологического благополучия виктимной личности: эмпирическое исследование и тренинговая программа
Authors: Деревянко, С. П.
Derevyanko, S.
Other Titles: Emotional Intelligence in the Structure of Psychological Well-Being of a Person With a Victim Identity: Empirical Research and Training
Issue Date: 2020
Publisher: Полоцкий государственный университет
Citation: Деревянко, С. П. Эмоциональный интеллект в структуре психологического благополучия виктимной личности: эмпирическое исследование и тренинговая программа / С. П. Деревянко // Вестник Полоцкого государственного университета. Серия E, Педагогические науки. - 2020. - № 7. - С. 55-61.
Abstract: Важнейшими характеристиками психологического благополучия личности являются преобладание позитивного эмоционального самочувствия, позитивные межличностные отношения, что обусловлено высоким уровнем развития эмоционального интеллекта (как способности к пониманию и управлению своими эмоциями). Ролевая виктимноcть как склонность человека к осознанному или неосознанному выбору роли жертвы в межличностных отношениях может иметь форму игровую (с прагматической направленностью) или социальную (с аутсайдерскими тенденциями). В проведенном эмпирическом исследовании были выявлены статистически достоверные различия в показателях эмоционального интеллекта и психологического благополучия между представителями с различной выраженностью ролевой виктимности, а именно: способность к управлению собственными эмоциями, эмоциональная осведомленность (показатели эмоционального интеллекта), самопринятие, управление окружением (показатели психологического благополучия) оказались достаточно низкими у представителей с выраженной игровой и социальной ролевой виктимностью. Полученные в эмпирическом исследовании данные способствовали разработке и презентации методики тренинга эмоционального интеллекта, направленного на повышение показателей психологического благополучия – самопринятия, позитивных отношений с другими, личностного роста.= The prevalence of a positive emotional well-being and positive interpersonal relationships are the most important characteristics of a person’s psychological well-being, owing to the high level of emotional intelligence development (as the ability to understand and control your emotions). Victim role-playing as a person’s propensity to consciously or unconsciously choose the role of a victim in interpersonal relationships can be in the form of a game (with a pragmatic orientation) or have a social form (with outsider tendencies). An empirical research demonstrated statistically reliable differences in indicators of emotional intelligence and psychological well-being between representatives with varying degrees of victim role-playing, namely the ability to control own emotions, emotional awareness (indicators of emotional intelligence), self-acceptance, relationship management (indicators of psychological well-being) were significantly lower among representatives with a determined victim role-playing and a social victim role-playing. The data obtained from an empirical research contributed to the development and presentation of techniques for training emotional intelligence, aimed at improvement of indicators of psychological well-being, such as self-acceptance, positive relationships with others, and personal growth.
Keywords: Государственный рубрикатор НТИ - ВИНИТИ::ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ::Психология
Эмоциональный интеллект
Психологическое благополучие
Ролевая виктимность
Игровая ролевая виктимность
Социальная ролевая виктимность
Эмпирическое исследование
Тренинговая программа
Emotional intelligence
Psychological well-being
Person with a victim identity
Victim roleplaying
Social victim role-playing
Empirical research
Training program
URI: https://elib.psu.by/handle/123456789/25259
metadata.dc.rights: open access
Appears in Collections:2020, № 7

Files in This Item:
File Description SizeFormat 
55-61.pdf301.68 kBAdobe PDFThumbnail
View/Open


Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.